Задать вопрос
Ответы на все вопросы / Заработок на вопросах и ответах

Как правильно угрожать ребенку

29.06.2014 | Автор: | Рубрика: Общество
drohung

Угроза — это обещание! Не давайте детям невыполнимых обещаний! Тем более если Вы родитель. Это очень круто подрывает Ваш авторитет.

Исследования психологов (1963 год!)

Чтобы посмотреть, как действует угроза на поведение ребенка, они показали двум группам дошкольников одну ну очень привлекательную игрушку, от которой просто невозможно было отказаться. Через некоторое время они запретили им играть с ней под угрозой… а вот в угрозе и заключался эксперимент.


Одной группе детей пригрозили очень суровым наказанием, а у другой группы угроза была ну совсем безобидная, но запрет прозвучал.

Варианты угроз и наказаний

Через некоторое время взрослые полностью вышли из комнаты (надо заметить, что в комнате были и другие игрушки, и было чем заняться), чтобы понаблюдать за детьми, и дети, впрочем, как и следовало ожидать, не притронулись к запретной игрушке. НО! Интересно было их отношение к ней: в первой группе (сурового запрета) отношение к игрушке не изменилось (она была все такой же привлекательной), в то время как во второй группе привлекательность этой игрушки утратила свою силу. Объяснение заключается в том, что отказ от игрушки должен иметь причину (оправдание), и в первой группе такой причиной была суровая угроза воспитателя, а во второй группе угроза воспитателя была слишком безобидной, чтобы быть причиной. Поэтому чтобы с ней не играть, для детей она перестала быть такой крутой и навороченной. Т.е. дети совершили некое внутреннее усилие, чтобы оправдать свое поведение. Этот эффект может закрепиться в поведении ребенка на достаточно долгий период, потому что ребенок сам выработал свое отношение к игрушке.

В другом эксперименте было все тоже самое, только во второй группе был запрет на игру с дорогим роботом на батарейках БЕЗ какой-либо УГРОЗЫ (1965 год, подумать только — робот на батарейках, я бы и в 80-х с удовольствием поиграл бы). И вот 6 недель спустя у детей представилась возможность занять свое свободное время с игрушками, среди которых «совершенно случайно» был тот самый робот. И в группе с сильной угрозой 77% детей поиграли с роботом, а в группе без угрозы таковых оказалось лишь 33%! Отсутствие угрозы имело в долгосрочной перспективе бОльший эффект, чем суровая угроза! Значит дети сохранили в своем поведении то отношение к игрушке, которое они сами когда-то выработали (т.е. уменьшили привлекательность игрушки, потому что не было той причины извне в виде угрозы взрослого!) Весь смысл угрозы заключается в отсутствии угрозы!

Выводы

Итак, основным принципом желаемого поведения ребенка является наличие какой-либо причины для такого поведения. Вопрос заключается лишь в том где зарождается эта причина? Во вне или внутри ребенка? Большое количество суровых угроз в долгосрочной перспективе малоэффективны, потому что всеконтролирующий взрослый не всегда рядом, а вместе с ним и сдерживающая (или мотивирующая) причина в форме угрозы. Если я хочу, чтобы ребенок действительно что-то познал САМОСТОЯТЕЛЬНО, то я, как родитель, не хочу давать своему ребенку ВНЕШНЮЮ ПРИЧИНУ в форме угрозы, по которой он (не) должен что-то делать (это значит отказываюсь от угрозы с моей стороны). Но я хочу, чтобы он сам выработал СВОЮ ВНУТРЕННЮЮ причину для желаемого поведения.

Подтолкнуть ребенка к выработке своей причины желаемого поведения могут авторитет взрослого, предметное обращение к ребенку или просто хорошее отношение к взрослому (вообще-то это — очень хорошая причина). Может вы знаете еще?

Получается достаточно универсальный подход в воспитании ребенка: Достаточно задать вопрос — где находится причина того или иного поведения ребенка?

1. Если причина поведения находится вне ребенка, то он будет правильно себя вести только в ее присутствии. Фактически для желаемого поведения необходим постоянный контроль извне. Т.е. если причины нет (в данном случае угрозы или человека, который угрожал ребенку), то и соответствующее поведение ребенка носит случайный характер.

2. Если же причина находится внутри ребенка, т.е. он выработал ее для себя, то эта причина всегда будет с ним и в соответствующей ситуации вызывает определяемое ею поведение.

 

Как правильно угрожать ребенку, 7.3 из 10 на основе 4 голосов
Поделиться с друзьями:
VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 7.3/10 (4 голосов)